СВЯТО-НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ КАК ПРОИЗВЕДЕНИЕ АРХИТЕКТУРЫ

Как отмечает архитектор Виктор Вечерский в своей книге "Памятники архитектуры и градосторительства Левобережной Украины", каменная однокупольная Никольская церковь стоит в селе Глинск на высоком месте и играет роль архитектурного акцента во всей окружающей застройке.

Деревянная Никольская церковь была известна с начала XVIII века. По некоторым данным построили ее в 1710 году по программе стоительства храмов, проводимой гетманом Иваном Мазепой. Тогда требовалось, чтобы на каждые 300 дворов приходился храм. Действующие же к тому времени в Глинском Успенская и Воскресенская церкви этой нормы не обеспечивали.

В 1760-х годах выкрещенный еврей Антон Степанович Крыжановский построил за свои деньги новую дубовую Никольскую церковь. Антон Степанович был одним из богатейших евреев Гетманщины, и относился к той части евреев, которые во времена гетмана Мазепы были включены в казачий реестр. Это было сделано гетманской администрацией в знак благодарности за участие евреев в кредитовании торговли, промышленного производства и благотворительности. Войдя в состав казацкой старшины, еврейские семьи породнились с древнейшими казачьими родами и, некоторые, сыграли значительную роль в украинской истории и культуре. За услуги гетманской администрации Антон Степанович получил звание сотника Глинского Лубенского полка (1742), а затем и полковника гадячского (1762-1772). Каменный храм, который видим сегодня, был заложен 20 сентября 1791. Строился он на средства премьер-майора Антона Антоновича Крыжанского, сына Антона Степановича Крыжанского, и летом 1794 года он был освящен. Виктор Вечерский отмечает, что по первоначальной конструкции это была трёх нефная, однокупольная церковь. Впоследствии, в певой половине XIX века, перед южными и северными входами пристроили четырехгранные пределы одной высот с основным объемом, а по обе стороны алтаря - низенькие прямоугольные в плане разницы, а перед бабинцем (западным пределом), вплотную к нему возвели деревянную двухъярусную колокольню типа "четверик на четверику" с четырех колонным крыльцом.

В 1930-х годах церковь закрыли, деревянную колокольню и иконостас в интерьере уничтожили, а из церкви сделали кухню.

Служба в Николаевской церкви была восстановлена только во время немецкой оккупации 1941-1943 годов. После освобождения церковь не закрыли, и служба в ней проходила до конца 1960-х годов, когда по решению местных властей церковь снова была закрыта и превращена в склад стеклотары. В 1989 году храм вернули религиозной общине, которая с помощью сельского совета и колхоза сделала его частичный ремонт.

По описанию, которое сделал архитектор В. Вечерский: «церковь была трёх нефной, с прямоугольной навой (центральным нефом)1, гранеными бабинцами (притворами) и алтарем, которые покрывали низенькие стоговидные крыши. Прилегающие к нефам с севера и юга притворы имеют на выступающих гранях четырех колонные портики тосканского ордера, со спаренными колоннами. Портики увенчаны треугольными фронтонами. Над этими композициями несколько возвышается центральный четверик, с очень массивным и монументальным составным шатровым объёмом, состоящим из светового восьмерика и восьмигранного шатра, увенчанного фонариком с куполом и крестом. Первоначально шатровый верх венчался деревянным двухъярусным глухим фонарем.

Фасады памятника решены в стилевых формах, переходных от позднего украинского барокко к классицизму. Крылья храма акцентированы пилястрами; стены увенчаны полным раскрепованным антаблементом, с полосой «сухариков» под карнизом; окна с лучковыми перемычками окаймлены простыми, вытянутыми наличниками; плоскости стен членят неглубокие прямоугольные ниши.

В интерьере доминирует прямоугольное пространство центральной участка (нави). Переход от четверика к восьмерику осуществлен без парусов, с помощью простых тромп. Восьмерик венчает восьми лотковый замкнутый свод. Для усиления конструкции все объёмы составного шатра, все арки и тромпы обведены парными железными стяжками.

Церковь каменная из местного кирпича размером (26-27) х (13-14) х6 см., положенного на известково-песчаном растворе. Снаружи и внутри стены оштукатурены и побелены. Росписей в интерьере нет. Пол кирпичный. Крыши и верх по деревянным стропилам покрыты кровельной сталью».

Такой Виктор Вечерский, автор книги, увидел нашу церковь в 1990-х годах. Он отмечает, что Никольская церковь в Глинске является редкой сохраненной на Роменщине памятником каменной церковной архитектуры позднего барокко XVIII века.

В 1760-90-х г.г. глинчане осуществили довольно широкую программу строительства церквей. Помимо упомянутой деревянной церкви Святителя Николая были построены Соборная церковь Успения Богородицы, церковь Воскресения Христова, кладбищенская двухпрестольная церковь Рождества Иоанна Предтечи и великомученика Георгия, находившаяся в распоряжении Успенской церкви.

В 1830 г. новое здание Воскресенской церкви, была капитально отремонтировано. Позже, около 1860 г., когда прекратила свое существование Соборная Успенская церковь, Воскресенская, стала в Глинске Соборной и была ею вплоть до 1930-х годов, когда представители местных властей сбросили с нее колокола, разобрали купола и превратили ее в клуб, который в 1968 г. сгорел от пожара.

В 1760-е г.г. гадячский полковник А. Крыжановский, что перед тем 20 лет был Глинским сотником, на собственные средства построил в Глинскому пригороде Лес дубовую церковь Святителя Николая Чудотворца, где теперь стоит одноименная кирпичная церковь. Последняя построена в стиле украинского барокко и освящена в 1791-1794 г.г. Возле нее возвышалась деревянная колокольня.

Зачем было строить новую Николаевскую церковь лишь через 30 лет после постройки А. Крыжановским предыдущей того же имени? Возможно, деревянная предыдущая к тому времени сгорела. По некоторым источникам Никольская церковь была построена еще в 1709 г. Действительно, во времена Петра I существовала норма, согласно которой на каждые 300 дворов полагался храм. Двух уже существующих церквей, Успенской и Воскресенской, могло оказаться недостаточно для соблюдения этой нормы и вполне могла быть построена еще одна, Никольская.

Так что не исключено, что Крыжановский построил церковь на месте построенной в 1709 г., которая почему-то пришла в негодность. 9 июля 1773 глинчане заложили и 24 мая 1780 посвятили новую дубовую Соборную церковь Успения Богородицы, и была она в центральной части города на месте старой церкви того же имени, которая, скорее всего, была построена в первой половине XVII века.

В августе 1831 г. при Успенской церкви была построена колокольня. В той части Глинска, которая прежде была приходом той давно забытой Успенской церкви, до сих пор храмовый праздник отмечается на Пречистую, т.е. в день Успения Богородицы.

В 1795 г. на средства помещика, военного товарища Василия Зарудного была построена деревянная кладбищенская двухпрестольная церковь Рождества Иоанна Предтечи и великомученика Георгия. Она находилась в распоряжении Успенской церкви и в ней правили священники этой церкви. Успенская церковь действовала до конца 1850-х г.г.

По крайней мере, за период до 1859 сохранились некоторые из ее метрических и исповедальный книг, а за более позднее время они отсутствуют. Здание храма пришла в непригодное состояние и он был разобран. Имея три храма, а с кладбищенской церковью даже четыре, город, как свидетельствует А. Шафонский, в конце XVIII в. и позднее имело и свое местное Духовное правление во главе с протоиереем, что относилось к Киевской, а позднее Полтавской епархии. В определенный исторический период существовала и Глинское благочиние.

Фото Храма начала 20 века

При Успенской (позже при Воскресенской) и Никольской церквях вплоть до Октябрьской революции действовали церковно-приходские школы, где местные священники и дьяки были учителями. Самой ранней найденной упоминанием о Глинского священнослужителя есть информация, как роменский протоиерей Мартин Самойлович в 1670-х г.г. оштрафовал своего неназванного Глинского коллегу на сотню золотых за то, что тот не умел московской грамоты прочитать. В течение XIX в. священнослужителями в городе были семейные династии Горунович и Храпко.

В тогдашних и более поздних документах упоминаются также Глинские служители культа - представители рода Захаржевских частности, священником Никольской церкви в 1919 г. был отец Степан. Этот род дал общине, кроме священнослужителей, еще целую когорту местной интеллигенции - учителей, ветеринарного врача и др. Последние его представители жили в Глинске еще в 1960-х г.г. Священнослужителями в городе и соседних селах были также представители рода Гуляницких, потомки героя Конотопской битвы 1659 нежинского полковника Г. Гуляницкого.

Они не восприняли советской власти и после ее установки вынуждены были уехать из Глинска. В годы немецкой оккупации один из Гуляницких вернулся в свое имение, но отбыл снова перед освобождением деревни от немцев. Представителей Глинских священнических родов встречаем в списках выпускников Полтавской и Черниговской духовных семинарий, Роменского и Лубенского духовных училищ, Лубенского женского епархиального училища за последние 40 предреволюционных лет. Священник Дмитрий Храпко был участником Первого Всеукраинского собора Украинской Автокефальной Православной Церкви 14-30 октября 1921 и участвовал в тамошней полемике.

Никольская церковь была закрыта, а ее здание долгое время использовали то под хлебопекарню, то под конюшню, то под склад.

Недели через две после вступления немцев возродилось местное религиозную жизнь. Православной общине на ее ходатайство было возвращено Николаевская церковь. Глинчани снесли к своему храму образы и другое необходимое для церкви имущество и богослужения возобновились.

В 1968г. в декабре того же года от недосмотра обслуги сгорело деревянное здание клуба - бывшей Соборной Воскресенской церкви. Теперь на ее месте высится 5-этажное общежитие СПТУ. Хотя церкви Святого Николая в 1966 г. был произведен косметический ремонт с реставрацией художественных росписей ниш наружных стен, и религиозную жизнь на ее основе было свернуто под давлением компартийных органов. Священник, что лет 20 честно служил общине, вынужден был уехать из деревни, а нового глинчанам не прислали. В храме сельская кооперация разместила склад стеклотары. Образы и церковный инвентарь были разворованы.


1 Павел Халебский - «нава - вытянутое в длину культовое помещение или часть его, отделенная рядом колонн или столбов. Различают среднюю, боковую и поперечную нави». Возможно, нава Никольской церкви относится к средним.